Утверждено Директором
ООО «Центр Спортивной Медицины» Буянов В.Г.
_________________________________(06.07.2023)

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа



«Основы массажа»




Возраст обучающихся: от 18 лет.
Срок реализации программы: 42 дня.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты.
1.1 Пояснительная записка.
С каждым днем растет интерес к немедикаментозным способам лечения, особенно к массажу. Массаж – уникальная процедура профилактики и лечения различных заболеваний. Самый распространенный и применяемый повсеместно — это классический массаж. В отличие от азиатских технологий, основанных на теории энергетических каналов (меридианов), принципы классического массажа основаны на знании основ анатомии и физиологии. На курсах слушатели знакомятся с физиологическим воздействием массажа на организм человека с учетом его анатомического строения. В программу курса входит изучение техник и методик классического массажа.
Основное внимание на курсах уделяется технике проведения массажа, гигиеническим требованиям к организации массажного кабинета и оборудования, инфекционному контролю. На практике отрабатываются приемы массажа лица, головы и других частей тела. Наряду с техническими навыками учащиеся знакомятся психологическим аспектом поведения с пациентами.
Учебный материал построен таким образом, что доступен для понимания не только имеющим среднее и высшее медицинское образование, но и тем, кто не имея специального медицинского образования интересуется методиками лечения и оздоровления организма. Учащиеся курсов изучают основы анатомии, а так же показания и противопоказания к проведению того или иного вида массажа. Это помогает избежать неприятных ошибок при проведении сеансов массажа, а так же сделает их более результативными.
Значение применения массажа объясняется его сущностью, воздействием на физиологию. Массаж воздействует как на поверхностность кожи, так и на внутренние органы. По этой причине массаж считается чрезвычайно эффективным способом лечения болезней и их профилактики, адаптируя органы и ткани к всевозможным нагрузкам и влиянию окружающей среды.
Предлагаемая программа курсов обучения массажистов предназначена как для тех, кто не
имеет медицинского образования, но хочет проводить сеансы массажа для своих близких и
друзей, так и для тех, кто предполагает заниматься частной практикой. Курсы не займут так
много времени, как обучение массажу в медицинском учебном заведении, но дадут все
необходимые профессиональные навыки.
Чтобы делать эффективный массаж, нужны не только сильные и ловкие руки, но и
определенные теоретические знания в этой области. Помимо приемов различных видов массажа (гигиенического, классического) слушатели курсов массажа изучают основы анатомии, а также показания и противопоказания к проведению того или иного вида массажа. Это помогает избежать неприятных ошибок при проведении сеансов массажа, а также сделать их более результативными.
На данных спецкурсах слушателям дадут общие сведения об основных процессах жизнедеятельности человека.
Массаж предусматривает знания анатомии и физиологии человека, но не требует специализированных навыков.

Программа составлена на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.112018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»,
- иными законодательными актами Российской Федерации в сфере образования.

1.2 Актуальность и новизна.
Огромная популярность массажа в наше время вполне закономерна. Проверенное веками,
это замечательное средство оздоровления и повышения работоспособности, восстановления
физических и душевных сил человека успешно используется в комплексе профилактических и
лечебно-восстановительных методов, в спортивной практике. Более того, оно доступно
каждому, кто пожелает прибегнуть к нему — в самых различных условиях, в бытовых и
производственных, в туристических походах и на соревнованиях, чтобы оградить себя от
возможных профессиональных заболеваний, сохранить высокую работоспособность на долгие
годы. Понятно, что воспользоваться услугами профессионального массажиста с учетом
рекомендаций врача было бы лучше всего. Однако можно и самому овладеть необходимыми
каждому в повседневной оздоровительной практике приемами массажа и самомассажа. А в
целях оздоровления, снятия утомления, нервного напряжения, повышения жизненного тонуса
и работоспособности массаж будет полезен каждому— дома и в школе, в занятиях физической
культурой.
Программа курса «Основы массажа» предназначена для учебно- методического
Обеспечения процесса дополнительного образования слушателей. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, а также организацию зачетных мероприятий. Курсу «Основы массажа» присуща практико- ориентированная направленность.
Категория обучающихся - лица, независимо от пола, возраста, гражданства, места жительства, национальной, этической и религиозной принадлежности, политических воззрений и других обстоятельств, достигшие 18 лет. Наличие любого уровня медицинской подготовки повышает эффективность обучения. Требования к уровню образования не предъявляются. Программа адресована тем, кто заинтересован в получении знаний и практических навыков в области массажа и оздоровительных техник.
1.3 Цель и задачи программы:
Целью является повышение интереса обучающихся к различным знаниям, изменение стиля мышления, способов общения, оценки окружающих и самооценки, повышение креативности обучающихся при решении различных проблем, как социальных, так и профессиональных; профессиональная ориентация молодых людей, адаптация в постоянно меняющихся экономических условиях. Формирование гармонично развитой, творческой личности посредством полученных умений и навыков в области массажа.
В процессе освоения программы реализуются следующие задачи:
Обучающие:
- знакомство обучающихся с новыми материалами и технологиями в области массажа;
- расширение знаний о сферах занятости человека;
- знакомство обучающихся с профессией массажиста,
- тонкости массажного дела.
Развивающие:
- развитие личностных качеств (активность, инициативность, волю, любознательность, внимание, память, восприятие, образное и образно- логическое мышление, речь) и творческих способностей (основы творческой деятельности в целом и элементы технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование коллективного «Я»;
Воспитательные:
- формирование уважения к людям труда и результатам трудовой деятельности;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта обучающихся;
- развитие познавательного интереса обучающихся к массажу;
- развитие интеллектуальной инициативы;
- развитие творческого подхода к собственной деятельности;
- развитие положительной самооценки и взаимооценки;
- способствование воспитанию творческого отношения к труду, трудолюбия, целеустремлённости;
- воспитание аккуратности;
- способствование интересу к образовательному предмету и творческому общению.

1.4 Учебный план:

1.5 Содержание программы:
Модуль № 1. Теоретическое обучение
Тема 1.1. О пользе массажа. История массажа
Исторические предпосылки возникновения современного массажа. Древние века.
Средние века. Эпоха возрождения. Новое время. Развитие отечественного массажа.
Тема 1.2. Тренинг массажиста и организация его рабочего места
Требования, предъявляемые к массажисту. Физическая подготовка массажиста.
«Золотые руки». Упражнения на осязание. Психология общения. Этика массажиста. Первый сеанс. Техническое мастерство.
Тема 1.3. Показания, противопоказания, гигиена
Профилактика заболеваний. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Заболевания органов дыхания. Заболевания нервной системы. Заболевания опорно- двигательного аппарата. Заболевания органов пищеварения. Противопоказания. Гигиена. Деонтология массажиста.
Тема 1.4. Виды и формы массажа
Методы классификации массажа. Виды массажа (классификация по цели): спортивный, лечебный, гигиенический, косметический. Формы массажа: массаж, выполняемый массажистом; массаж, выполняемый двумя массажистами; взаимный массаж, самомассаж. Методы массажа: ручной, ножной, аппаратный, комбинированный, баночный, массаж ложками, массаж камнями, массаж льдом.
Тема 1.5. Анатомия (скелет и суставы)
Костная система. Скелет туловища. Скелет конечностей: кости верхних конечностей, кости нижних конечностей. Суставная система. Соединения костей. Суставы.
Тема 1.6. Анатомия (мышцы)
Мышцы головы. Мышцы шеи. Мышцы туловища. Мышцы груди. Мышцы живота. Мышцы спины. Поверхностные мышцы спины. Мышцы верхних конечностей. Мышцы плечевого пояса. Мышцы плеча. Мышцы-сгибатели плеча. Разгибательные мышцы плеча. Мышцы предплечья. Мышцы кисти. Мышцы нижних конечностей. Мышцы таза. Внешние мышцы таза. Мышцы бедра. Мышцы голени. Мышцы стопы. Мышцы подошвы.
Тема 1.7. Массаж и физиотерапия
Методика проведения баночного массажа. Вакуумный массаж. Основной механизм и важнейшие принципы вакуумной терапии. Показания и противопоказания к вакуумному массажу.
Тема 1.8. Стресс и массаж
Стресс с точки зрения современной традиционной медицины. Стресс как состояние
организма. Факторы стресса. Семь правил профилактики стресса. Нейроструктурирующий седативный массаж. Точки воздействия – триггеры. Антистрессовый массаж.

Модуль 2. Практическое обучение
Тема 2.1. Основные приемы массажа
Поглаживание. Растирание. Разминание. Вибрация. Пассивное движение в суставах.

Тема 2.2. Классический массаж
Анатомия костей и мышц спины. Классический массаж спины: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поглаживание.
Тема 2.3. Классический массаж нижних конечностей
Роль подошв и свода стопы. Анатомия нижних конечностей. Классический массаж нижних конечностей: поглаживание всей нижней конечности, массаж стопы с использованием всех манипуляций, массаж голеностопного сустава, массаж голени, массаж коленного сустава, массаж бедра, массаж тазобедренного сустава, вытягивание и вибрация всей нижней конечности. Заболевания стоп. Массаж стоп.

Тема 2.4. Классический массаж верхних конечностей
Анатомия верхних конечностей (повторение). Методика проведения массажа кистей рук. Поглаживание. Пассивное приведение в движение мелких суставов кисти. Массаж лучезапястного сустава. Поглаживание лучезапястного сустава. Растирание лучезапястного сустава. Завершение массажа кисти и лучезапястного сустава. Методика проведения массажа предплечья. Поглаживание. Растирание. Разминание. Массаж локтевого сустава. Методика проведения массажа плеча. Поглаживание. Растирание. Методика проведения массажа плечевого сустава. Пассивное приведение в движение плечевого сустава.
Тема 2.5. Классический массаж груди и живота
Массаж грудной клетки. Анатомия грудной клетки (повторение). Растяжение плеч. Поглаживание грудной клетки. Растирание грудной клетки. Разминание грудной клетки. Массаж живота. Анатомия мышц живота (повторение). Методика проведения массажа живота. Поглаживание живота. Круговое надавливание на мышцы живота. Растирание живота. Закручивание мышц живота. Разминание.
Тема 2.6. Классический массаж головы
Строение черепа. Значение массажа головы. Массаж лица. Массаж ушных раковин. Массаж области шеи. Массаж волосистой части головы.
Тема 2.7. Сегментарный массаж
Теория сегментарного строения тела человека. Значение сегментарного массажа. Дозировка массажа. Выявление рефлекторных изменений. Техника сегментарного массажа. План проведения. Сегментарный массаж при заболеваниях сердца, дыхательных путей, при заболеваниях желудка, кишечника, печени и желчевыводящих путей, при заболеваниях почек.
Тема 2.8. Косметический массаж
Массаж против морщин. Массаж для снятия усталости глаз. Классический массаж лица. Противопоказания к массажу.
Тема 2.9. Антицеллюлитный массаж.
Основы рационального питания Этиология и патогенез целлюлита. Механизм формирования целлюлита. Антицеллюлитная программа. Методика антицеллюлитного массажа по Сильви Маке. Тайский антицеллюлитный массаж. Теоретические основы питания. Питательные вещества. Углеводы. Содержание сахара в крови. Белки. Источники белков. Виды белков. Жиры. Виды жиров. Витамины. Минералы. Клетчатка. Энергия. Энергетическая потребность организма. Специальные диеты. Сбалансированная диета.

1.6 Планируемые результаты:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готовность к применению приемов и методов общеоздоровительного массажа,
выбору ресурсов и технических средств для его реализации;
- способность ориентироваться в современных тенденциях развития технологий
классического массажа
В результате освоения программы учащиеся должны
знать:
- теоретические основы физиологии, особенности строения и функционирования
основных систем организма человека, анатомию человека;
- теоретические основы общей и частной патологии;
- физиологическое действие массажа на организм человека;
- основные приемы массажа и их разновидности;
- технологию выполнения общеоздоровительного массажа;
- гигиенические основы массажа.
уметь:
- применять на практике основные приемы массажа;
- выполнять сеанс общеоздоровительного массажа;
- осуществлять осознанный выбор факторов, влияющих на функционирование
основных систем организма человека;
владеть:
- навыками определения основных параметров функционирования систем человека
- навыками составления программ классического массажа.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации.
2.1 Календарный учебный график:
Продолжительность реализации программы в учебных днях – 42. ия программы требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:
Стол преподавателя – 1 шт.;
Стул преподавателя – 1 шт.;
Стол для обучающихся – 2 шт.;
Стул для обучающихся – 4 шт.

Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением – 1 шт;
- экран – 1 шт.;
- мультимедийный проектор – 1 шт.
- многофункциональное устройство – 1 шт.

Оборудование и мебель для практических занятий:
- Ширмы 2х секционные – 2 шт.
- Кушетка многофункциональная – 2 шт.
- Стерилизатор (воздушный или паровой) – 1 шт.
- Ультрафиолетовая камера – 1 шт.
- Стерилизатор кварцевый гласперленовый высокотемпературный – 1 шт.
- Облучатель-рециркулятор воздуха ультрафиолетовый бактерицидный – 1 шт.
- AURO Аппарат 7 в 1 KIM 8 (WL-919s) Липолиз, Кавитация, РФ, Вакуум – 1
- Холодильник-мини – 1 шт.
- Набор валиков – 2 шт.
- Контейнер для дезинфекции инструментов – 6 шт.
- Термоодеяло электрическое для обертываний – 1 шт.
- Вакуумный аппарат для массажа тела и лица – 1 шт.
- Вакуумные банки для массажа с насосом – 30 шт.
- Массажные банки для тела – 3 набора

Демонстрационный материал:
- Гель активный для термообертывания – 3 шт.
- Клеенка для обертывания – 2 рулона
- Маска для горячего обертывания – 3 шт.
- Маска для холодного обертывания – 3 шт.
- Масло массажное – 3 шт.

Электронные схемы, плакаты, таблицы:
- Схема проведения массажа спины – 2 шт.
- Схема проведения массажа живота – 2 шт.
- Схема проведения массажа нижних конечностей, стопы – 3 шт.
- Схема проведения массажа верхних конечностей – 2 шт.
- Схема выполнения массажа шейно-воротниковой зоны – 3 шт.
- Схема выполнения массажа головы – 2 шт.

2.4 Формы аттестации:
Аттестация проводится в конце курса. Формой итогового контроля является экзамен в формате ответов на билеты.

2.5 Оценочные материалы

В рамках программы проводятся промежуточные аттестации в виде билетов с вопросами, на которые необходимо дать развернутый и верный ответ. В билетах также есть практическое задание.

2.6 Методические материалы:

Для успешной реализации данной программы имеется перечень дидактического обеспечения: тест-карты, иллюстрации, видеоматериалы по программе, плакаты, раздаточный материал, плакаты, стенды, муляжи, наглядные пособия.

2.7 Рабочие программы модулей:
· Модуль № 1. Теоретическое обучение. О пользе массажа. История массажа. Тренинг массажиста и организация его рабочего места. Показания, противопоказания, гигиена. Виды и формы массажа. Анатомия (скелет и суставы). Анатомия (скелет и суставы). Массаж и физиотерапия. Стресс и массаж.
· модель №2. Практическое обучение. Основные приемы массажа. Классический массаж. Классический массаж нижних конечностей. Классический массаж верхних конечностей. Классический массаж груди и живота. Классический массаж головы. Сегментарный массаж. Косметический массаж. Антицеллюлитный массаж.
2.8 Список литературы:
1. Дубровский В.И. Массаж. М. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004 г.
2. Фокин В.Н. Полный курс массажа: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007
3. Фокин В.Н. Полный курс массажа: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008
4. Васичкин В.И. Все про массаж. – Москва: Издательство АСТ, 2016 – 304 с.
5. Епифанов В.А. Атлас профессионального массажа. – М.:ЭКСМО, 2009 - 384.:ил.-(Медицинский атлас)
6. Епифанов В.А. Массаж и аэробика для лица и шеи. – М.:ЭКСМО, 2010 – 64с.:ил.
7. Дубровский В.И. Лечебный массаж. М. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 4-е издание, доп. 2005 г.
8. Васичкин В.И. Детский массаж от рождения до 7 лет. – Москва: Издательство АСТ, 2016 – 160 с. :ил.
9. Фокин В.Н. Краткий курс массажа: Практическое руководство. М.: ФАИР, 1998
10. Насонова Л. Массаж лица и тела. – М.:Лабиринт Пресс, 2007 – 192с.
11. Лебедева Е.Г. Техника и методика массажа. – М.: ЗАО Центрполиграф,
2005 – 158с.Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.